Если верить классику, вся наша жизнь - театр, в нем люди играют свои роли. Но многим хочется большего. А каждый второй так и вовсе считает, что чужие обязанности он способен исполнить намного лучше. Например, управлять страной.
Вот он, момент истины - можно попробовать себя в деле, заняв руководящий пост любого из существующих сейчас государств. Выбрать можно все, что угодно, - от Австралии до Ямайки и от Албании до Японии. Но главное отличие от всех прочих глобальных стратегий - мы играем не за государство, а за его правителя. И в наши задачи входит не только и не столько улучшить экономику своей страны (сделать ее монополистом в отрасли, завоевать мир), сколько удержаться на своем посту как можно дольше.
Мерило успешности любого политического или общественного деятеля - его популярность. Игровое воплощение игрока - не исключение из этого правила. Значение около пятидесяти процентов - отношение нейтральное и выжидательное, близится к ста - всенародная любовь и уважение известных личностей, а если оно стремительно падает - на карьере можно ставить крест, а то и вовсе бежать из страны.
Возможности управления страной широки - распределение бюджетов дюжины министерств, законотворчество во всех отраслях, сбор налогов, купля и продажа товаров на мировом рынке, строительство муниципальных сооружений, ассигнования на научные исследования... Можно поучаствовать в войне разного калибра, от небольшого пограничного конфликта до третьей мировой с применением ядерного оружия.
Но любое действие сказывается на рейтинге. Подписали крупный международный контракт на продажу товаров своей страны? Отлично, доходы поднимутся, бюджет вырастет, а проценты поползут вверх. Решили поднять налоги? Кто ж виноват, что вся любовь куда-то улетучилась. Бывают и неоднозначные решения. Поднять минимальный размер оплаты труда - это благо или зло? Смотря для кого - народ будет доволен, зато ассоциация работодателей может устроить демонстрацию. И таких ситуаций большинство, однозначных рецептов победы нет.
Бывают события, влияющие на популярность, но напрямую на них игрок повлиять не может. Так, теракт снижает удовлетворенность властью, а приз престижного кинофестиваля делает народ счастливым. Что интересно, косвенно воздействовать можно и на то, и на другое - изменяя бюджет связанных с этим министерств.
Но одной популярности недостаточно для успешных действий, кроме общего показателя есть множество других факторов. Несбалансированная политика может вызвать недовольство в правящих кругах и приведет к отставке, несмотря на высокие рейтинги. Голову на блюде может потребовать и народ, если условия жизни значительно ухудшатся. При некотором стечении обстоятельств карьера завершится военным переворотом или просто в результате теракта.
Часовой механизм
Каждая страна уникальна, учитывается масса параметров - валовой внутренний продукт, инфляция, политическое устройство, производимая продукция, ставки налогов, численность населения, уровни безработицы и т.д. Их можно объединить в две большие группы особенностей - политических и экономических.
На права и возможности правителя влияет и политическое устройство государства. Вариантов множество, от единоличной королевской власти до абсолютной демократии. Например, можно определить уровень полномочий парламента, от полной подчиненности правительству до полноценной многопартийной системы с голосованием фракций по каждому законопроекту.
В целом демократические страны намного сложнее в управлении, нежели диктатуры. Права народа на многое позволяют устраивать забастовки и выдвигать несовместимые друг с другом требования - одни хотят повышения зарплаты, другие увеличения рабочего дня, третьи сокращения пенсионного возраста. Иногда и вовсе особых причин не надо, достаточно повода для выступления - в одной из игр увеличение расходов на дорожно-постовую службу привело к длительной сидячей забастовке любителей автомобилей с лозунгами об уничтожении автоспорта. Не помогли даже целенаправленные дотации этому виду спорта. Есть и менее явные поводы для манифестаций оппозиции в демократических странах, в случае общего несогласия с политикой правительства они проходят под лозунгами недееспособности власти.
Страны не только потребляют товары и услуги, но и производят их. Излишки отправляются на международный рынок, там же приобретается недостающая продукция. Торговля может вестись автоматически - для каждой страны есть некие усредненные цены покупки и продажи. Но игрок может заключать договора на поставку на уровне глав государств, при этом можно выиграть значительные суммы, тем самым увеличив доходность бюджета, а как следствие, и ВВП.
Первые лица
Один из сильнейших приемов подачи информации о событиях, произошедших в игровом мире, - газета. И здесь он реализован на все сто процентов. Пусть она не ежедневная, а еженедельная, но при скорости течения времени и насыщенности событиями это самый оптимальный вариант.
Утром каждого понедельника мы можем прочитать освещение событий за прошедшие семь дней. Будьте уверены, все значимые с точки зрения журналистов факты попадут на газетные полосы. Мнения о правителе, его качествах и способностях или о стране, забастовки и выступления, случившийся теракт или убийство общественного деятеля, встреча глав государств, крупный международный контракт - читайте вместе с жителями страны. Даже цензура тоталитарных государств далеко не всегда может помочь скрыть все неприятные факты.
Это интересно: если популистские события будут происходить слишком часто, то со временем на них перестанут обращать внимание. Например, на посещение руководителем государства общественных мест. Именно так и выражается точка зрения журналистов на важность информации - зачем писать об обыденных вещах.
Большинство статей непосредственно освещают произошедшие события, некоторые появляются в результате действий, но не имеют привязки к чему-то конкретному, а иногда попадаются заметки исключительно для создания атмосферы. Последних, к сожалению, очень мало, и они начинают повторяться уже через пару месяцев игры.
Формат подачи информации - заголовок и подзаголовок, текст не виден, но этого и не нужно. Все «как у взрослых» - на передовицу вынесены главные новости страны или мира, затем один-два, изредка три разворота посвящены стране (объем зависит только от насыщенности событиями!), а после еще пара - основным событиям в мире.
Симуляция реальности
Признаться, когда я узнал о выборе названия для локализованной версии - «Выборы-2008», счел это всего лишь маркетинговым ходом «куй железо, пока горячо». Но на деле это оказались не пустые слова - игра действительно доработана для российского рынка. Два дополнительных сценария на тему альтернативной истории последних нескольких месяцев повествуют именно о мартовских выборах в России. В одном из них за шестьдесят дней предстоит провернуть политическую аферу с переизбранием президента на третий срок, а во втором действие начинается четвертого марта, когда побеждает кандидат от оппозиции. Впрочем, можно выбрать и стандартные сценарии: полностью свободная игра за другое государство либо с некоторыми условиями - от принятия экологического закона (его можно считать обучающим) до военных действий.
Игру можно улучшить, сделав ее более информативной и, как следствие, дружелюбной к пользователю. Например, при подписании торгового договора была бы не лишней информация о том, сколько уже продано, а то известны только две цифры - производство и потребление. Да и поиск страны-партнера с наилучшим предложением по данному товару - настоящее мучение, поскольку возможен только ручной перебор. Также очень пригодились бы подсказки о назначении того или иного налога или закона: знание того, для чего он нужен и как действует, помогло бы принять правильное решение. Как минимум - всплывающие, а еще лучше - полноценная встроенная энциклопедия. «Геополитический симулятор» не отличается легкостью освоения, а высшее экономическое образование есть далеко не у каждого, не стоит усложнять жизнь игроку.
Да, и заменили бы эти ужасные портреты персонажей! Ведь не так уж сложно сделать несколько десятков физиономий симпатичными?
Одна надежда - на будущие исправления. Поскольку готовятся версии игр еще для нескольких стран (вышли только французская, русская и испанская), они обязательно будут.
На настоящий момент это самая серьезная глобальная стратегия по современности. Но за глубину проработки придется расплачиваться высокой сложностью.
Самое главное правило игры - никаких резких движений. Любое действие - это дестабилизация общества, а серьезные и обширные изменения с большой вероятностью приведут к коллапсу власти. У грамотного правителя впереди много времени, и осуществлять реформы нужно постепенно, мягко формируя нужное общество. И совершенно неважно, каких целей необходимо достичь.
Экономика и финансы
Каждое государство нуждается в некотором количестве средств на осуществление своей деятельности - необходимо финансировать госструктуры, платить заработную плату чиновникам, проводить различные социальные программы, субсидировать наиболее значимую промышленность. Но, чтобы тратить, нужно зарабатывать, происходит это с помощью разнообразных налогов и торговли, а как крайний случай используется заемный капитал.
Бюджет - это доходы и расходы государства на текущий год. Для справки приводятся и прошлогодние значения по каждому из пунктов.