Когда-то (ветераны компьютерных боев еще помнят) существовала игровая приставка ZX Spectrum. Трудно назвать ее компьютером, ибо сделать что-то путное на этой машинке, кроме того, как вдоволь наиграться, было сложно. Душа уже тогда просила каких-нибудь стратегий, но хиленькая приставка осиливала только всевозможные аркадки и квесты. Игры наподобие "Laser Squad" были единицами и настоящим откровением. Но вот что интересно - уже тогда я смог поиграть в целых 2 футбольных менеджера. И совсем неплохих по меркам того времени. Дальше - больше. Футбольные менеджеры начали плодиться сначала маленькими, а потом крупными стайками, привлекая к себе внимание и вынуждая заняться подобным и в других спортивных сферах. Вскоре последовали менеджеры велосипедные, баскетбольные и бейсбольные. Даже боксерские. И только хоккейный был представлен самодельным (расстарался Ристо Ремез) "Eastside Hockey Manager". Однако все когда-нибудь кончается, и талантливый автор обрел работу в рядах создателей серии "Championship Manager", а игра стала коммерческой и прирастила к названию приставку NHL. Впрочем, это еще не конец - в ближайшем будущем будут выпущены и другие хоккейные менеджеры. Но пока есть только этот - и в него должен поиграть любой настоящий ценитель хоккея.
Быть менеджером
Менеджерами, как и солдатами, не рождаются, а становятся. Достаточно выбрать полюбившийся клуб и нажать на клавишу Take control внизу экрана, как он моментально перейдет под ваше управление. Такое можно проделать как с нью-йоркскими рейнджерами, там и с малоизвестной командой из квебекской лиги. Настораживает только уже ставшее обычным неуважение к России - в ней (и еще почему-то в Финляндии) клубы именуются не по названиям, а по городам. Нет, настоящий фанат, конечно же, запросто отличит Moscow C от Moscow D, но неприятное чувство остается. Для того же, чтобы возглавить сборную, простого желания недостаточно. Нужны еще и заслуги - сначала что-нибудь выиграй, а потом просись в сборную. И еще надо, чтобы ее главного тренера перед этим уволили. А это случается не так уж и редко. Странно только, что тренер сборной обязательно работает и в каком-нибудь клубе.
Но прежде, чем становиться менеджером и финансовым воротилой, вам следует узнать о том, как устроена игра. Точнее о том, что и где в ней находится.
Это интересно: все имена и названия в игре - это ссылки на что-либо. Так что не стесняйтесь наводить курсор на имя игрока, появившееся в новостях, и рассматривать его в подробностях.
В верхней части экрана игры есть несколько кнопок, через которые вы будете управлять игрой. Первая, с выбранным вами именем, открывает меню менеджера с возможностями управления командой и финансами, а также подбором собственной работы. Но об этом меню немного подробнее попозже. Вторая - NHL, Russia или Sweden (в зависимости от чемпионата, в котором играет ваша команда) - показывает текущую статистику игроков и клубов. Следующая кнопка, Continue Game - основная кнопка игры. Ведь только после ее нажатия можно перейти в следующий день, начать матч, прочитать очередную новость. Browse - информационная кнопка, отвечающая за то, чтобы вы легко могли найти любую команду любой лиги, чемпионата, а также любую сборную (как взрослую, так и юниорскую), данные о составе следующего драфта и о том, кто и насколько котируется на этом драфте. Наконец, последняя кнопка, Game Options, позволяет изменять свойства игры, сохраняться и выходить из нее.
Это интересно: да, по ходу игры восстановиться не удастся, а выходя, придется обязательно сохраниться. Поэтому, если уж вы любите жульничать, то создайте отдельную "мусорную" запись и в особо неудачных случаях, выходя, записывайтесь именно на нее.
Большое начальство
Итак, мы нажимаем кнопку с выбранным на следующие несколько сезонов именем и оказываемся в меню менеджера. Конечно, во многие пункты этого меню можно попасть и из других мест, но некоторые совершенно уникальны.
Некоторые кнопки очевидны: состав команды (Roster), новости (News), история событий команды (History), свершившиеся переходы игроков (Transactions); а про другие стоит рассказать поподробнее.
На доске запросов (Board confidence) можно подать запросы руководству команды или даже сразу НХЛ. Ваше непосредственное начальство можно запросить о: расширении стадиона, если он явно не вмещает всех поклонников (Expand arena), инвестициях в оборудование для тренировок (Invest in Practice Facilities), добавить денег в бюджет зарплат игроков (Make extra player budget available), добавить времени на переформирование команды (Extra time to rebuild team), наконец, можно просто попросить денег на что-нибудь (Make extra funds available). Правда, удовлетворяются наши запросы не очень часто (видимо, некоторых усердно душит жаба), но попытка-то - не пытка. Просьбы к правлению НХЛ куда менее разнообразны - можно попросить наказать зарвавшихся судей, засудивших нашу команду (Complain about a referee), или выклянчить возможность перенести игру на другой срок (Request game postponement). Это уже куда более реально.
В игре есть очень хорошо развитый поиск (Players & Staff Search), с помощью которого можно найти не только игроков, но и обслуживающий персонал (тренеры, физиотерапевты и разведчики-селекционеры). Столь любимых в футболе работников стадиона вы не отыщете, но хоть с толпой разведчиков (scouts) справьтесь. Поиск очень детальный, поэтому можно всегда отыскать игрока или работника точно по вкусу. Тут же находится список игроков, которых разведчики будут периодически просматривать и оценивать (shortlist).
Это важно: обязательно займите своих разведчиков делом - назначьте им сферы деятельности. Иначе будете бестолково оплачивать толпу бездельников. Сами по собственной инициативе они не сделают ничего.
В General Manager Options вы найдете пункты управления тренером (если вы решили сосредоточиться только на менеджменте, не тренируя при этом команду), а также управление просмотром событий (от ежедневного показа событий до прокрутки времени от матча до матча) и прочими мелкими менеджерскими фокусами.
И уж если эта команда вам надоела своей неспособностью выиграть чемпионат, а правление не дает денег на новых игроков, то немедленно увольняйтесь (Resign from Team). Только не забудьте предварительно подыскать другое место работы (Job Information). Кстати, хороших команд со свободным местом менеджера обычно не так уж и много. Для самых экстремалов есть кнопка Retire, которая позволяет не только покинуть клуб, но и вообще удалиться от хоккея, введя в игру нового тренера на место ушедшего неудачника.
Моя команда
Итак, вы попали на экран управления командой. Начнем с того, что всякая команда, кроме основного состава, обладает также фарм-клубом. А некоторые даже несколькими (доходит до 4). В общем-то в фарм-клубе свой менеджер, который управляет им в меру способностей, но у вас есть право ссылать в этот клуб самых бестолковых игроков и забирать оттуда исправившихся. Собственно, иногда половину игроков фарма составляют ваши игроки, которым не нашлось места в основе клуба. Просмотреть состав фарм-клуба и других клубов, входящих в ваш чемпионат, можно, нажав кнопку See Also. Ниже расположена кнопка Actions, с помощью которой можно проводить основные действия с игроками (см. ниже).
Кнопка Roster вызывает список игроков вашей команды. Statistics - всю статистику для отдельных игроков и команды. Transactions - обмены и приобретения игроков (сделанные именно вашей командой). Next Game - подробности о следующей игре (если заблаговременно послать на разведку своего человека, то можно узнать немножко больше). Schedule - расписание ваших игр на весь сезон (но это только регулярный сезон, игры плей-офф будут появляться там по мере необходимости). Personnel - список ваших помощников (разведчиков, помощников тренера), которые будут выполнять немало работы (если их ею загрузить). Tactics позволит вам установить тактику на конкретную игру (подробнее ниже). Practice - режим тренировок. Однако тут он не слишком развит и достаточно, войдя в него, выставить галочки всем тренерам и помощникам, чтобы те, не раздумывая, тренировали всех желающих улучшить свою форму. Last Game - данные о последней игре, которые имеет смысл проанализировать, чтобы улучшить свои показатели в новой. History - история свершений, проведенных вами в команде.
Еще немного на разделе Roster. При открытии его слева появляется кнопка Filter. Кроме обычных фильтров по амплуа, внизу есть две кнопки Unsigned Prospected и All Contracted. При нажатии на первую вам будет выдан список всех игроков, правами на которых обладает ваш клуб. Вторая расширит список текущих игроков клуба до списка всех, с кем на данный момент заключен контракт (то есть и тех, кто играет в фарм-клубах). Обычно нажать эти кнопки значительно проще, чем рыскать в поисках своих игроков по различным меню.
А теперь непосредственно о команде. С европейскими командами все просто. На матч они выходят в количестве 22 человек (4 пятерки и 2 вратаря) и совершенно не ограничены в количестве игроков (только по объему зарплаты). В командах НХЛ все намного сложнее. В основную часть сезона перед матчем в команде может быть не более 23 игроков, а на игру могут быть назначены всего 20. Куда девать остальных? Обычно в фарм-клуб. А если "поломались" несколько лидеров? Которые на ссылку в фарм даже на время своей травмы жутко обидятся? Тогда есть список травмированных, после попадания в который игроки как бы перестают числиться в составе. Попавший туда игрок обязан не менее недели быть в этом списке и только потом он может быть возвращен обратно в состав. Впрочем, обычно смены игроков в лазарете идут постоянно и очень плавно, так что только успевай вписывать их в списки калек и возвращать обратно. Но бывают и счастливые времена, которые наступают в конце регулярного сезона и продолжаются до начала нового. В это время команду в размерах никто не ограничивает, и в ее составе может быть и 30, и 40 игроков.
Наконец, последнее, что стоит рассказать о команде - это обозначения рядом с игроками. Не то, чтобы это было очень важно, но некоторые обозначения помогают понять, что же игрок хочет или представляет собой. Unh - игрок не счастлив в команде. Чаще всего причиной этому недостаточная зарплата, хотя мне случалось видеть недовольных, которые не желали играть у меня даже с миллионной зарплатой, зато после обмена были согласны на 100 тысяч в год. Wnt - игроком интересуются селекционеры другой команды. Int - игрок уехал играть за сборную. Inj - игрок получил травму. Если это обозначение красного цвета, то ваш боец все еще страдает в госпитале и играть не может. Оранжевый же цвет обозначает, что игрок проходит процесс восстановления и скоро появится в составе команды. В это время он может играть, но лучше не экспериментировать, если не желаете отправить его на больничную койку еще на пару месяцев. Ir - игрок в списке травмированных. Tir - игрок совершенно не в форме. Хотя надо отметить, что такое состояние - обычное дело в межсезонье. Ava - игрок выставлен на продажу. Req - игрок сделал запрос о переходе в другой клуб. Trn - игрок в будущем будет продан в другой клуб (как бы пока еще нужен). Ret - игрок весьма немолод и думает об окончании своей карьеры. Loa - игрок находится в списке доступных для займа. Fut - игрок озабочен своим будущим в команде. Это важно лишь для тех, кто вышел из возраста юниоров, а менеджер так и не определился с его степенью необходимости команде.Это интересно: в игре есть смешная ошибка. Игроки, попавшие в сборную, в дни, свободные от матчей, почему-то возвращаются в клубы. Так ведь можно играть одновременно и там, и там.
Управление игроком
Итак, перед нами один конкретный игрок. Он обладает набором характеристик и обязанностей. Ну, а вы обладаете широкими возможностями по тому, что с этим самым разнесчастным игроком можно сделать.
Я не буду долго и нудно распространяться о том, какие у игроков есть характеристики и какая на что влияет. Здесь создатели игры немножко перестарались и выдали этих самых характеристик вагон и маленькую тележку. Честно скажу - такой выбор никому не нужен, и в этом завале очень скоро путаешься и напрочь теряешься. Поэтому сразу упрощу задачу. 1-2 низких характеристики, как правило, ни на что не влияют. Игрок, у которого средняя цифра по характеристикам будет равна 11-12, способен стать постоянным обитателем команды в НХЛ. При средней цифре 14-15 игрока можно считать одним из основных бойцов команды, а если некоторые характеристики достигают 20, то перед вами потенциальная звезда, чей годовой заработок будет явно выше миллиона. В европейских командах попроще, и там игроком основного состава может стать хоккеист, у которого лишь одна характеристика достигла 10. По ходу сезона при соответствующих тренировках характеристики поднимаются (а бывает, и опускаются), однако нежелание разработчиков информировать менеджера о каких-либо изменениях только подчеркивает малую пользу от увлеченного штудирования точных числовых данных хоккеистов.
Также на основной странице игрока можно найти его антропометрические (читай "рост, вес и т.д.") данные, национальность, место рождения и сборную, к которой он на данный момент приписан. В нижнем правом углу расположены индикаторы оценки игры в последних 5 матчах (form), состояния духа (morale) и непосредственно текущей формы игрока (condition).
Это интересно: если вы думаете, что фраза "Сборная, к которой игрок приписан", - шутка, то посмотрите, за какие сборные выступают чехи, играющие в казанском клубе.
Слева расположены несколько кнопок, с помощью которых можно узнать самые секретные данные об игроке. Status - информация о состоянии здоровья, режиме тренировок и дисквалификациях. Contract - куда более интересный раздел, повествующий о текущей зарплате игрока, сроке окончания контракта, вероятных выплатах за особые успехи, роли в клубе. Information известит нас о том, кто же обладает правами на игрока в НХЛ и канадской лиге, а также о том, участвовал ли игрок в каком-либо драфте и каковы его достижения на этом попроще. Здесь же можно узнать о языках, которые знает игрок, и его самочувствии в команде. History - вся статистика конкретного игрока за все отыгранные им сезоны. Game Log - информация о последних отыгранных играх.
Отдельно стоит упомянуть о роли игрока в команде (в меню Contract). Игрок может быть ключевым (key), основным (core), обычным (regular), редко играющим (fringe), а также перспективным юниором (hot prospect) или просто одаренным (decent young player). Также можно поставить галочку, что клуб не нуждается в услугах игрока, если так оно и есть. Перспективным или одаренным юниором могут быть только игроки до 21 года, а далее вам нужно определиться, кем же они будут для команды. Для чего же все это нужно? Ну, во-первых, для тренера, который будет ставить игроков более высокого класса в лучшие тройки и пары и выделять им больше времени. А во-вторых - для самих игроков, которым осознание собственной значимости добавит настроения. На этой же страничке есть отношение к продаже игрока (от неприкасаемого до продажи первому, кто игроком заинтересуется).
А теперь - о том, как управлять игроками. Непосредственное воздействие идет через кнопку Actions. Итак, игрока можно отправить в фарм-клуб (send to) или вернуть обратно (recall). Но перед отправкой в фарм игрока, который успел хоть сколько-то пожить в основном клубе, его нужно поместить в список ожидающих (place to waivers). При этом игрок несколько дней будет недоступен для покупки каким-либо клубом, зато после выхода из состояния ожидания может быть без лишних звуков "подписан" одним из малых (не НХЛ) клубов, если только игрок не провел в основном клубе не менее 30 дней или сыграл за него 10 игр. Тогда так просто увести вашего изгнанника не получится. Можно подписать новый контракт (offer new contract), если вы считаете, что игрок заслуживает лучшего, или изменить роль игрока (set status), если он способен на большее. Если игрок плохо играет или тренируется с ленцой, то можно наказать его (discipline player) штрафом или выговором. Только обязательно укажите, за что ему такая радость. Наконец, тех, кто бестолково проедает зарплату, можно просто выгнать (release player). Учтите, что при этом игроку выплачивается неустойка, которая обычно больше того, что нужно выплатить в оставшееся время пребывания в клубе. Также можно узнать о физическом и моральном состоянии игроков у тренера или психотерапевта. Можно еще сравнивать игроков, но какой в этом смысл, если показываются только антропометрические характеристики?
Особенности национальной торговли
Главное в футбольных менеджерах - заработать побольше денег, дабы на эти деньги потом закупить кучу игроков, построить новый стадион, наконец, хотя бы выдать кому-нибудь в долг. Но это в футболе. В хоккее ценности совсем иные, деньгами здесь расплачиваются только редкие богачи. Для остальных же есть такие виды валюты, как игроки, права на игроков и выборы в драфте. Вот это - действительно ценности, так ценности.
Если игроки - ценность, которая у всех на виду (ну, сложно ли посмотреть характеристики игрока и оценить сумму его контракта?), то с правами и выборами драфта несколько сложнее. Права на игрока - возможность для клуба заключить первостепенный контракт с игроком. То есть, обладая правами, можно в любой момент подписать контракт, в то время как конкуренты даже подступиться к вашему игроку не смогут. Зато игроки без правообладателя не имеют права на подписание контракта ни с одним профессиональным клубом. Хотя все действительно приличные игроки уже забиты, и на беспризорников не стоит обращать внимание. Но! Права на игроков длятся не вечно, а лишь в течение нескольких лет. Поэтому своевременно подписывайте контракты, чтобы не потерять потенциальных Марио Лемье.
Драфт в своем основном смысле - способ получения прав на игроков. Каждый год после окончания битв за Кубок Стенли клубы НХЛ начинают ожесточенно делить всех желающих попасть в этот суперчемпионат. Как правило, желающих стать мегазвездами гораздо больше тех, кто будет в итоге выбран. Да и не всем выбранным доведется стать звездами - большинство будет прозябать в фарм-клубах или вернется на родину. Однако те, кто котируется в первых кругах драфта - потенциальные звезды, и будут разбираться на ура.
Всего в драфте 9 кругов. Причем первыми начинают выбирать самые худшие клубы чемпионата, а заканчивает круг обладатель Кубка. Правда, чтобы не было соблазна, специально плохо играя, собрать в течение нескольких лет всех суперзвезд в одну команду, последние 4 команды чемпионата могут стать обладателями первого пика (возможности выбирать первыми в драфте), хотя шансов на это больше у выступивших хуже. Как все понимают, потенциальных звезд всего 3-4, так что на всех все равно не хватит. Итогом драфта становится обладание правами на тех или иных игроков.
Еще один драфт - "драфт отказа". При помощи него происходит обмен игроками различных команд. Происходит он перед основным драфтом и вы имеете право защитить 20 игроков из вашей команды. Также игроки до 21 года считаются молодыми и не могут быть выбраны другой командой на этом драфте. Остальные могут быть совершенно бесплатно захвачены любой другой командой. Впрочем, и вы можете делать то же самое, но, как правило, действительно хороших игроков здесь немного. Учтите, что, забирая игрока из другой команды, вы будете вынуждены снять защиту с одного из своих защищенных от драфта игроков. Хотя, конечно же, это правило действует в обе стороны, и кто-то, захватив ваших, отпустит своих. Но ведь их сначала нужно еще найти. В этом драфте 4 круга, но редкая команда участвует во всех 4 кругах.
Итак, после всего вышеперечисленного - пример. Допустим, вам понадобился защитник, и вы приглядели его в другой команде. Далее начинается процесс обмена (Approach to Trade). Теперь выбираем своих игроков и добавляем их в список продаж (Add to Trade). Туда же добавляются права на игроков и пики драфта. Естественно, наиболее ценны первые драфтовые пики, но в процесс торга можно добавлять любые. Причем, в силу того, что драфтовыми пиками меняются легко и просто, у вас может быть несколько драфтовых пиков одного раунда (в обмен от разных команд), тогда придется выбирать тот, который вы конкретно хотите отдать. После этого вы предлагаете партнеру по сделке свой вариант. Он может подправить его, после чего в новостях вам предложат завизировать обмен. Устраивает? Тогда соглашайтесь и ждите игрока. Учтите, что игрок переходит к вам с действующим контрактом, хотя можно тут же предложить новый.
Второй пример. Вы хотите подписать контракт с игроком, на которого есть права. Тогда это будет Approach to Sign. Предлагайте свои условия и забирайте игрока в команду (или оставляйте в фарм-клубе). Если игрок играет в европейских клубах (а не в низших лигах Северной Америки), то он прибудет в расположение вашей команды в одно из контрактных окон, а не рванет играть сразу после подписания. Европу не уважают настолько, что неустойки по контрактам игроков с европейскими клубами уплачиваются автоматически (о них даже и не спрашивают).
Как в Европе. В Европе игроками не меняются - их покупают и продают. Это как-то ближе к обычным менеджерам. В своем фарм-клубе подписать контракт можно с любым еще не подписанным игроком. В других клубах игроков можно покупать (Approach to Buy) или брать взаймы (Approach to Loan). В последнем случае вы, главным образом, определяете, какую часть зарплаты будете платить заемному хоккеисту.
Научились торговать? Тогда запомните главное правило, выполняя которое прогореть невозможно - важно не сколько у вас хоккеистов, а укладываются ли они в лимит зарплаты. Если не укладываются - никакие победы не помогут вам возместить дефицит бюджета. А плохих менеджеров гонят из клубов взашей.Матч
Кнопка Continue Game нажата, вы еще раз подтвердили свое настойчивое желание играть и-таки перешли в режим матча. Разумеется, на матч можно не только смотреть. Можно им и управлять. Зато не смотреть матч нельзя - тут все по полной. Что немножко странно, учитывая тот момент, что некоторые предпочитают не отыгрывать матч, а смотреть его окончательный результат.
Все же перед матчем нужно назначить состав на игру. Проще всего сделать это при помощи (clear roster/roster&lines). При этом сначала будет "очищен" состав команды, а потом восстановлен по линиям. Однако можно вручную настроить и состав, и линии (tactics). Кроме троек нападающих и пар защитников (щелчок на номер игрока в списке - на место, которое ему предназначено по расписанию), можно определить точный план на игру, настроив в разделе Team Orders все, вплоть до точности ударов (качество или количество) и конкретных точек, в которые нужно попадать. Тут уж я не буду отнимать у вас свободу творчества и предложу найти оптимальную комбинацию самостоятельно.
Во время матча вам никто не помешает сменить состав или изменить конкретные сочетания игроков. Дделать это можно только в игровых перерывах. Ход матча можно наблюдать сразу несколькими способами: как простой счет (boxscore), как статистику игру с количеством ударов, удалений и т.д. (game stats), как схематический показ игры на поле (tactical view), можно смотреть и точный отчет по всем событиям на поле (recap), рейтинги игроков (ratings), причем после игры самым успешным игрокам присваиваются звания игроков матча. В stats можно смотреть индивидуальную статистику игроков во время матча, в tactics - менять тактику по ходу матча, а в scores - следить сразу за всеми матчами, которые идут в это время.
Это интересно: гости всегда в белой форме, а по системе +/- команде, забившей гол в большинстве, плюсы не идут.
В погоне за кубком Стенли
Победы начинаются задолго до конца сезона, это процесс не сиюминутный. Поэтому и начнем с начала сезона.
Это интересно: быть тренером сборной очень нелегко. Сборные совершенно не сбалансированы за счет того, что лучшие игроки обязательно играют в НХЛ. Сильные игроки, вернувшиеся в Европу, в игре таковыми не считаются. Единственная сильная сборная - Швеция. Но и у нее нет шансов против Канады. Зато Россия лихо проигрывает кому угодно с крупным счетом. Обидно...
Сначала оценим то, что досталось нам в наследство от предыдущего менеджера. Пока просто посмотрев статистику и зарплаты игроков. Что, игроки слабоваты, а весь фонд зарплаты сжирают 2-3 звезды? Да, кому-то здесь явно переплачивают. Тогда по крайней мере одного потребителя из клуба надо выжить. Оптимально - обменять его на нескольких средних по качеству, но куда более дешевых игроков. Хотя в преддверии драфта отказов сделать это будет сложно, потому как все ждут, что сейчас кто-то окажется незащищенным и усилит клуб совершенно бесплатно.
Приуныли? Нет, еще не время. Теперь оценим то, что нам досталось в фарм-клубе и в виде прав на игроков. Самое время попытаться прикрыть при их помощи еще пока слабые позиции. Тем более, что молодые игроки не подпадают под действие драфта отказов, а стоят всегда довольно недорого. К примеру, права на такую звезду, как Овечкин, обошлись мне в 2 первых и 1 второй пики драфта, игрока сборной Швеции (хоть и не самого сильного) и 300 тысяч деньгами. Зато сам контракт стоил всего-то 600 тысяч в год. Дешево? А вы не в курсе, что молодой игрок не имеет права сразу подписывать миллионные контракты, для первого контракта существует потолок.
После этого нас ждут несколько тренировочных игр, где вы сможете оценить, что же такого удалось набрать в свою команду и кто в ней основной игрок, а кто - незваный гость и подлежит немедленной продаже.
А вот и драфт отказов. Здесь мы решаем, кого же оставить в команде, а кого отдать на растерзание других клубов. Тактика здесь следующая: в обмене хорошо идут молодые игроки, то есть игроков до 30 надо защищать, насколько это возможно. За игроков после 30 получить что-то в обмен почти нереально. То есть они чего-то стоят и зачастую играют куда лучше молодых. Но платить за них никто не хочет, потому что считается, что такие игроки могут завершить свою карьеру в любой момент. Отсюда вывод - если претендент на место в составе играет отлично и оправдывает свои деньги, то защищаем его. Если же забивает голы время от времени, но при этом исправно требует деньги, на которые могли бы прожить аж пятеро игроков - на драфте такого защищать не стоит. С большой вероятностью его заберут (на халяву-то), а мы избавимся от головной боли в связи с огромной брешью в ведомости о зарплатах. Очень высока вероятность, что один из 4, нанятых на освобожденные от него деньги, будет играть не хуже. Но платить-то будем меньше.
Особенности контрактов новых игроков. Дело в том, что 23 человека команды - это хорошо, но обычно по ходу сезона 1-2 человека регулярно лежат в лазарете, поэтому приходится заменять их людьми из фарм-клуба. Отсюда - в фарме должно быть достойное количество сменщиков. Причем не 2 защитника, 2 нападающих и вратарь, а несколько больше. Потому что травм может быть довольно много и желательно бы игроков заменять если не равными по классу, то хотя бы не слишком уступающими игроками. Вывод - сила команды не в 2-3 звездах, а в силе самого слабого игрока. Лучше приобрести 3-4 человека на замену, чем 1 звезду, которая травмируется в первых же матчах и оставит огромную дыру в составе.
Но как угадать, кем станет новый игрок? Новым Буре или вечным жителем фарм-клуба? Да и не надо угадывать. Если первый контракт игрока превышает 200 тысяч, то не стоит заключать долговременных контрактов, да еще и с повышением суммы с течением времени. Первый контракт - только на год. Почему? Потому что расторжение контракта с игроком стоит дороже, чем выплаты до конца контракта. Если игрок хорош - вы очень скоро сделаете ему новое предложение, на сей раз долговременное. Если нет - через год он станет свободным, как ветер в поле. Также старайтесь не подписывать контрактов на 2 года, так как соглашение на 3-4 года лучше тем, что на каждое подписание контракта требуются "призовые" одноразовые деньги. И не забудьте обо всем этом во время возобновления контрактов. То есть делать это нужно отнюдь не с каждым игроком.
Ранее по тексту это уже было написано, но все же постарайтесь не забыть назначить задания разведчикам/селекционерам. Хотя тогда сразу же готовьтесь к тому, что сообщения обо всех игроках, так или иначе попавшихся к ним на глаза, будут поступать тоннами. Но в этих тоннах попадаются и настоящие бриллианты.
При формировании тактики команды стоит учесть, какого же она направления придерживается. Если преобладают силовики - настраивайте игру на прессинг, жесткую игру на бортах. У игроков с технической направленностью вряд ли получатся такие фокусы, зато они совершенно замечательно будут обводить соперника.
Регулярный чемпионат в НХЛ - штука чрезвычайно длинная, поэтому старайтесь не обращать внимания на отдельные поражения. Также не стоит принимать близко к сердцу выезды в другую конференцию - для ваших хоккеистов это довольно мучительное турне, а совсем без поражений дистанцию из 82 матчей пройти невозможно. Однако все же пожелаю вам наименьшего количества поражений и первого места в общемировом рейтинге менеджеров!
Автор: Dash.
Материал был ранее опубликован в журнале "Игромания" (http://www.igromania.ru). Размещается с разрешения редакции журнала.Это интересно: в игре есть смешная ошибка. Игроки, попавшие в сборную, в дни, свободные от матчей, почему-то возвращаются в клубы. Так ведь можно играть одновременно и там, и там.
Управление игроком
Итак, перед нами один конкретный игрок. Он обладает набором характеристик и обязанностей. Ну, а вы обладаете широкими возможностями по тому, что с этим самым разнесчастным игроком можно сделать.
Я не буду долго и нудно распространяться о том, какие у игроков есть характеристики и какая на что влияет. Здесь создатели игры немножко перестарались и выдали этих самых характеристик вагон и маленькую тележку. Честно скажу - такой выбор никому не нужен, и в этом завале очень скоро путаешься и напрочь теряешься. Поэтому сразу упрощу задачу. 1-2 низких характеристики, как правило, ни на что не влияют. Игрок, у которого средняя цифра по характеристикам будет равна 11-12, способен стать постоянным обитателем команды в НХЛ. При средней цифре 14-15 игрока можно считать одним из основных бойцов команды, а если некоторые характеристики достигают 20, то перед вами потенциальная звезда, чей годовой заработок будет явно выше миллиона. В европейских командах попроще, и там игроком основного состава может стать хоккеист, у которого лишь одна характеристика достигла 10. По ходу сезона при соответствующих тренировках характеристики поднимаются (а бывает, и опускаются), однако нежелание разработчиков информировать менеджера о каких-либо изменениях только подчеркивает малую пользу от увлеченного штудирования точных числовых данных хоккеистов.
Также на основной странице игрока можно найти его антропометрические (читай "рост, вес и т.д.") данные, национальность, место рождения и сборную, к которой он на данный момент приписан. В нижнем правом углу расположены индикаторы оценки игры в последних 5 матчах (form), состояния духа (morale) и непосредственно текущей формы игрока (condition).
Это интересно: если вы думаете, что фраза "Сборная, к которой игрок приписан", - шутка, то посмотрите, за какие сборные выступают чехи, играющие в казанском клубе.
Слева расположены несколько кнопок, с помощью которых можно узнать самые секретные данные об игроке. Status - информация о состоянии здоровья, режиме тренировок и дисквалификациях. Contract - куда более интересный раздел, повествующий о текущей зарплате игрока, сроке окончания контракта, вероятных выплатах за особые успехи, роли в клубе. Information известит нас о том, кто же обладает правами на игрока в НХЛ и канадской лиге, а также о том, участвовал ли игрок в каком-либо драфте и каковы его достижения на этом попроще. Здесь же можно узнать о языках, которые знает игрок, и его самочувствии в команде. History - вся статистика конкретного игрока за все отыгранные им сезоны. Game Log - информация о последних отыгранных играх.
Отдельно стоит упомянуть о роли игрока в команде (в меню Contract). Игрок может быть ключевым (key), основным (core), обычным (regular), редко играющим (fringe), а также перспективным юниором (hot prospect) или просто одаренным (decent young player). Также можно поставить галочку, что клуб не нуждается в услугах игрока, если так оно и есть. Перспективным или одаренным юниором могут быть только игроки до 21 года, а далее вам нужно определиться, кем же они будут для команды. Для чего же все это нужно? Ну, во-первых, для тренера, который будет ставить игроков более высокого класса в лучшие тройки и пары и выделять им больше времени. А во-вторых - для самих игроков, которым осознание собственной значимости добавит настроения. На этой же страничке есть отношение к продаже игрока (от неприкасаемого до продажи первому, кто игроком заинтересуется).
А теперь - о том, как управлять игроками. Непосредственное воздействие идет через кнопку Actions. Итак, игрока можно отправить в фарм-клуб (send to) или вернуть обратно (recall). Но перед отправкой в фарм игрока, который успел хоть сколько-то пожить в основном клубе, его нужно поместить в список ожидающих (place to waivers). При этом игрок несколько дней будет недоступен для покупки каким-либо клубом, зато после выхода из состояния ожидания может быть без лишних звуков "подписан" одним из малых (не НХЛ) клубов, если только игрок не провел в основном клубе не менее 30 дней или сыграл за него 10 игр. Тогда так просто увести вашего изгнанника не получится. Можно подписать новый контракт (offer new contract), если вы считаете, что игрок заслуживает лучшего, или изменить роль игрока (set status), если он способен на большее. Если игрок плохо играет или тренируется с ленцой, то можно наказать его (discipline player) штрафом или выговором. Только обязательно укажите, за что ему такая радость. Наконец, тех, кто бестолково проедает зарплату, можно просто выгнать (release player). Учтите, что при этом игроку выплачивается неустойка, которая обычно больше того, что нужно выплатить в оставшееся время пребывания в клубе. Также можно узнать о физическом и моральном состоянии игроков у тренера или психотерапевта. Можно еще сравнивать игроков, но какой в этом смысл, если показываются только антропометрические характеристики?
Особенности национальной торговли
Главное в футбольных менеджерах - заработать побольше денег, дабы на эти деньги потом закупить кучу игроков, построить новый стадион, наконец, хотя бы выдать кому-нибудь в долг. Но это в футболе. В хоккее ценности совсем иные, деньгами здесь расплачиваются только редкие богачи. Для остальных же есть такие виды валюты, как игроки, права на игроков и выборы в драфте. Вот это - действительно ценности, так ценности.
Если игроки - ценность, которая у всех на виду (ну, сложно ли посмотреть характеристики игрока и оценить сумму его контракта?), то с правами и выборами драфта несколько сложнее. Права на игрока - возможность для клуба заключить первостепенный контракт с игроком. То есть, обладая правами, можно в любой момент подписать контракт, в то время как конкуренты даже подступиться к вашему игроку не смогут. Зато игроки без правообладателя не имеют права на подписание контракта ни с одним профессиональным клубом. Хотя все действительно приличные игроки уже забиты, и на беспризорников не стоит обращать внимание. Но! Права на игроков длятся не вечно, а лишь в течение нескольких лет. Поэтому своевременно подписывайте контракты, чтобы не потерять потенциальных Марио Лемье.
Драфт в своем основном смысле - способ получения прав на игроков. Каждый год после окончания битв за Кубок Стенли клубы НХЛ начинают ожесточенно делить всех желающих попасть в этот суперчемпионат. Как правило, желающих стать мегазвездами гораздо больше тех, кто будет в итоге выбран. Да и не всем выбранным доведется стать звездами - большинство будет прозябать в фарм-клубах или вернется на родину. Однако те, кто котируется в первых кругах драфта - потенциальные звезды, и будут разбираться на ура.
Всего в драфте 9 кругов. Причем первыми начинают выбирать самые худшие клубы чемпионата, а заканчивает круг обладатель Кубка. Правда, чтобы не было соблазна, специально плохо играя, собрать в течение нескольких лет всех суперзвезд в одну команду, последние 4 команды чемпионата могут стать обладателями первого пика (возможности выбирать первыми в драфте), хотя шансов на это больше у выступивших хуже. Как все понимают, потенциальных звезд всего 3-4, так что на всех все равно не хватит. Итогом драфта становится обладание правами на тех или иных игроков.
Еще один драфт - "драфт отказа". При помощи него происходит обмен игроками различных команд. Происходит он перед основным драфтом и вы имеете право защитить 20 игроков из вашей команды. Также игроки до 21 года считаются молодыми и не могут быть выбраны другой командой на этом драфте. Остальные могут быть совершенно бесплатно захвачены любой другой командой. Впрочем, и вы можете делать то же самое, но, как правило, действительно хороших игроков здесь немного. Учтите, что, забирая игрока из другой команды, вы будете вынуждены снять защиту с одного из своих защищенных от драфта игроков. Хотя, конечно же, это правило действует в обе стороны, и кто-то, захватив ваших, отпустит своих. Но ведь их сначала нужно еще найти. В этом драфте 4 круга, но редкая команда участвует во всех 4 кругах.
Итак, после всего вышеперечисленного - пример. Допустим, вам понадобился защитник, и вы приглядели его в другой команде. Далее начинается процесс обмена (Approach to Trade). Теперь выбираем своих игроков и добавляем их в список продаж (Add to Trade). Туда же добавляются права на игроков и пики драфта. Естественно, наиболее ценны первые драфтовые пики, но в процесс торга можно добавлять любые. Причем, в силу того, что драфтовыми пиками меняются легко и просто, у вас может быть несколько драфтовых пиков одного раунда (в обмен от разных команд), тогда придется выбирать тот, который вы конкретно хотите отдать. После этого вы предлагаете партнеру по сделке свой вариант. Он может подправить его, после чего в новостях вам предложат завизировать обмен. Устраивает? Тогда соглашайтесь и ждите игрока. Учтите, что игрок переходит к вам с действующим контрактом, хотя можно тут же предложить новый.
Второй пример. Вы хотите подписать контракт с игроком, на которого есть права. Тогда это будет Approach to Sign. Предлагайте свои условия и забирайте игрока в команду (или оставляйте в фарм-клубе). Если игрок играет в европейских клубах (а не в низших лигах Северной Америки), то он прибудет в расположение вашей команды в одно из контрактных окон, а не рванет играть сразу после подписания. Европу не уважают настолько, что неустойки по контрактам игроков с европейскими клубами уплачиваются автоматически (о них даже и не спрашивают).
Как в Европе. В Европе игроками не меняются - их покупают и продают. Это как-то ближе к обычным менеджерам. В своем фарм-клубе подписать контракт можно с любым еще не подписанным игроком. В других клубах игроков можно покупать (Approach to Buy) или брать взаймы (Approach to Loan). В последнем случае вы, главным образом, определяете, какую часть зарплаты будете платить заемному хоккеисту.
Научились торговать? Тогда запомните главное правило, выполняя которое прогореть невозможно - важно не сколько у вас хоккеистов, а укладываются ли они в лимит зарплаты. Если не укладываются - никакие победы не помогут вам возместить дефицит бюджета. А плохих менеджеров гонят из клубов взашей.