В каждой игре есть своя изюминка. В одной — потрясающе красивая графика, великолепные пейзажи, детально проработанные персонажи. В другой — хитро закрученный, в мельчайших подробностях проработанный сюжет. В третьей — высокий реализм, тщательно смоделированная физика...
Есть игры, чтобы подумать, есть игры для стратегов, есть для экономистов, есть для героев. А есть игры — просто чтобы отдохнуть.
Именно таким был первый Serious Sam, именно таким стал второй. Прямолинейный, бесшабашный, веселый. До отказа набитый шуточками, пародиями на все, что под руку попадется, и разлетающимися на ошметки врагами. Не удивительно, что многие с таким нетерпением ждали без малого четыре года полноценного продолжения приключений Сэма Стоуна. И вот, что называется, дождались... Приготовьтесь, сейчас все будет сурьезно!
Сюжет
У вас есть пять секунд, чтобы объяснить, что я тут делаю... Две из них уже прошли...
Сэм Стоун
Авторы игры, мягко говоря, культа из сюжета не делали. Все предельно просто. Жили-были три пришельца... Впрочем, нет, никуда они не «приходили», так что «пришельцами» их обзывать вроде не за что. Но то, что они не с нашей улицы, — по физиономиям видно, в особенности по ушам.
В общем, понадобился некоей Роланде и двум ее братцам герой. Так, чтобы стрелял лихо, а рассуждал поменьше. Серьезный мужчина, в общем. На кой ляд, собственно, понадобился?
Именно этим и поинтересовался выдернутый неизвестно откуда в неизвестно куда наш альтер эго. Под хмурым взглядом Сэма инопланетная компания живо выложила всю подноготную. Видать, знали, с кем связались, надо думать — подглядывали за его прошлыми приключениями.
В общем — давным-давно, в далекой-далекой... Хм-м... Промотаем. Безобразничает по округе злодей Ментал (Mental), и надо его, стало быть, приструнить. А то непорядок. Помочь в этом может медальон Силы (Medallion of Power) сработанный кузнецом Громлином (Gromlin). С такой штукой нам любой злодей — плюнуть да растереть, да вот неувязочка: от медальона одна инструкция осталась. А сам он, раздолбанный на пять частей, запрятан на пяти разных планетах.
В общем так: вот тебе, Сэм, твоя любимая циркулярка, пара кольтов да еще какая-то инопланетная штуковина в нагрузку. Шагом марш: медальон собрать, злодею — по шее, мир спасти. Что неясно?
Да все вроде ясно...
Как это работает
Поговорим о самом игровом процессе. Стрельба, стрельба и еще раз стрельба! В перерывах — юмор. Иногда — юмор прямо во время стрельбы.
Вообще, игра смахивает на старые добрые аркады (да простят меня те, кто считает слово «аркада» ругательством: ничего плохого я в виду не имел). Взять хотя бы то, что в верхнем левом углу экрана висит счетчик... жизней. Да, на начало каждого эпизода Сэму дается три «жизни»: умер — вернись к последней «ключевой точке», закончились жизни — увы. Что, правда, ничуть не отменяет нормальную систему сохранений. Кроме оружия и патронов, по уровням раскиданы «призы», приносящие игровые очки. Набрал десять тысяч очков — получил дополнительную жизнь.
Как и положено в аркаде, поведение монстров тоже не отличается особым коварством. Собственно, у них имеется отвратительная привычка просто появляться из воздуха, а завидев Сэма — просто угрюмо атаковать кто во что горазд. И пока не будет изничтожено скрупулезно отмеренное авторами количество нечисти — дальше не пройти. Заблудиться тоже сложно.
Графика в игре весьма приятная: красиво, качественно, а главное — каждый уровень выдержан в своем неповторимом стиле. То и дело в игровой процесс вставляются короткие видеовставки, либо с очередной шуткой, либо с подсказкой, что делать дальше.
Ну, и, конечно, монстры... О-о, монстры! Их много. Как в плане разновидностей, так и в плане, собственно, количества. На каждом уровне есть свои, присущие только ему, разновидности, в конце каждого — обаятельные, наделенные индивидуальностью «боссы». Есть где разгуляться!
Арсенал
Отвлечемся на время от захватывающей истории похождений Сэма и, забегая чуть вперед, посмотрим, чем нам предстоит изничтожать полчища врагов. А что крошить придется именно полчища — уж будьте спокойны. У нас в арсенале, что называется, «всем сестрам по серьгам» найдется...
Circular Saw — циркулярная пила. Оружие одиозное и, признаться, сомнительно полезное. Разве что лесоповалом на досуге заняться... Зато боеприпасов не требует. Скорее дань традиции, нежели насущная необходимость, но куда ж без нее?
Colt — пара здоровенных револьверов с лазерными целеуказателями. Питаются, как и пила, святым духом, убойная сила применительно к злободневным задачам маленькая, зато всегда при себе.
ZapGun — та самая «странная инопланетная штуковина», заброшенная, надо думать, откуда-то из «Unrеal»: если подержать подольше — плюнет помощнее, но в конечном итоге «оружия возмездия» из него, увы, не выйдет. Зарядов не требует.
Auto Shotgun — многоствольный убиватель, стреляющий патронами от дробовика. Очень полезная на протяжении всей игры вещь. Патроны к нему в изобилии находятся на протяжении всей игры, наносимый урон, в особенности на малых дистанциях, вполне приличный, многих монстров способен свалить с одного выстрела.
Double Shotgun — классический и до боли родной обрез двустволки. В рекламе не нуждается. Немного проигрывает в скорострельности Auto Shotgun’у, зато наносимый урон вдвое больше. Надежный, просто-таки незаменимый на любом уровне инструмент.
Uzi — пара слегка доработанных пистолетов-пулеметов «Узи». Главное преимущество — ошеломительная скорострельность. Составляет здоровую конкуренцию дробовику, когда дело доходит до кучи мелких монстров.
Minigun — шестиствольный пулемет-вертушка. Подобно «UZI», берет в основном своей способностью вести сплошной огонь. Особо полезен для поражения множественных воздушных целей и создания зенитного заграждения себе, любимому.
Rocket Launcher — ракетомет обыкновенный. Солидный урон и приличная скорострельность делают его инструментом номер один в общении с механизированными монстрами.
Grenade Launcher — гранатомет. В отличие от ракетомета, посылает гранату по пологой траектории. Граната взрывается от соприкосновения с монстром либо по истечении таймера. Мощность высокая, скорострельность приличная, одно плохо: встречается редко.
Plasma Riflе — плазменная винтовка. Ну, это только название «винтовка», на самом деле шпарит очередями — будьте здоровы. Сочетание мощности, высокой скорострельности и большого боезапаса делает эту штуку пригодной как для выкашивания пехоты противника, так и для поединков с «боссами». Естественно, такое полезное оружие найти непросто.
Sniper Rifle — винтовка с оптическим прицелом. Обладает убойной силой. Однако редко выдается случай спокойно, не торопясь, прицелиться. Хорошо показала себя при уничтожении вертолетов противника.